Автоматическое зарядное устройство для аккумулятора автомобиля

В статье приводится самодельное зарядное устройство, собрать который может радиолюбитель средней квалификации.

В основном зарядное устройство является блоком пульсирующего или постоянного электротока, собранный из понижающего трансформатора, балласта (лимитирующего ток при котором заряжается батарея) и выпрямителя.

В режиме заряда следует стабильно следить и контролировать ток заряда, меняющийся в результате увеличения напряж. на батарее, нестабильности напряж. электросети и иных причин, что весьма неудобно.

фото зарядного устройства

Описание работы схемы зарядного устройства аккумулятора авто

Зарядное устройство содержит сетевой трансформатор Т2 , выпрямитель на мощных диодах VD8, VD9 и тиристоры VS1, VS2, маломощного источника, изготовленного на радиоэлементах VD6, VD7, R17, VD5, VD4, С4, С5 и запитывающего электронный модуль. В электронный модуль, в свою очередь, входят блок контроля за тиристорами, построенного на однопереходном транзисторе VT2 и импульсном трансформаторе Т1, стабилизатор тока заряда на ОУ DA2, режим автоконтроля напряж. батареи на компараторе DA1 и узел защиты от неправильного включения нагрузки обратной полярности, построенное на электрореле К1.

Зарядное для автомобильного аккумулятора

В результате применения узла автоматики, стабилизирующий зарядный ток и проверяющий степень заряда аккумулятора по напряжению на нем, целиком отпадает потребность стабильного контроля за процессом зарядки. Сопротивлением R9 регулируют нужную величину зарядного тока.

Замена тиристоров КУ202Е и диодов Д231 на Т122-16 и Д112-16 позволяет увеличить предельно допустимый зарядный ток и стабильность устройства. При этом сетевой трансф-ор Т2 тоже необходимо выбрать более мощным. Взамен К553УД1 подойдут фактически любые ОУ общего назначения, например, марки К140 или 153. В роли компаратора DA1 в свою очередь, возможно, использовать ОУ.

Реле К1 — РЭС10, паспорт РС4.529.031-08. Амперметр РА1 — произвольной магнитоэлектрический с током полного отклонения 10 А.

Трансформатор Т1 зарядного устройства аккумулятора автомобиля — типовой ТИ-4 или самодельный, намотанный на кольце типоразмера К20х12х6 из феррита М3000НМ. I обмотка имеет 60, а II — по 40 витков провода ПЭЛШО диаметром 0,1 мм. Эти обмотки необходимо хорошо заизолировать одну от иной и от магнитопровода стеклотканью.

Сетевой трансф-ор Т2 — заводской или самодельный мощностью более 180 Вт с напряж. на II обмотке 18…20 вольт при токе нагрузки более 10 А. В случае самодельного трансформатора — его легче сделать из сетевого ТС-180 или ТС-200 от лампового телевизора. Все II обмотки с него необходимо убрать и намотать одну — 65 витков провода ПЭВ-2 1,5.

[sam id=»5″ codes=»true»]


Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

*


\n