Если при разрядке аккумулятора в радиотехнических моделях, которые передвигаются по поверхности, наблюдается только сильное падение мощности двигателя, то истощение источника питания летающей радиоуправляемой модели может вызвать неприятные последствия.
Предложенная в данной статье схема представляет собой простой, не требующий обслуживания индикатор разряда аккумулятора (батареи), который может быть установлен в модели на постоянной основе. Индикатор разряда аккумулятора можно использовать везде, где необходима постоянная и быстрая проверка состояния аккумулятора или батарей.

Простое измерение напряжение на клеммах аккумулятора без нагрузки не отразит истинное состояние заряда. В данной схеме индикатором является светодиод, который укажет на состояние аккумулятора во время работы двигателя модели.
Ниже представлена принципиальная электрическая схема. Здесь роль компаратора напряжения выполняет операционный усилитель U1 (LM358).
Он сравнивает опорное напряжение U2 (LM385) с напряжением, полученного от делителя напряжения на резисторах R1, PR1, R3. Если напряжение с делителя (пропорционально напряжению аккумуляторной батареи) окажется меньше опорного напряжения, то компаратор изменит свое состояние и включит светодиод.
Правильно собранная схема требует простой калибровки. В таблице приведены значения резистора R1, которое задается в зависимости от количества ячеек контролируемой батареи, предполагая, что полностью разряженная ячейка достигает напряжения 1,1 В.
Так для аккумулятора с напряжением 7,2 В (6 ячеек) значение резистора составит 150 кОм. Для калибровки схема должна быть подключена к источнику питания, установленному на минимальное напряжение аккумуляторной батареи (6,6 В). Далее изменяя сопротивление потенциометра PR1 необходимо добиться загорания светодиода.
