Тахометр автомобильный. Электросхема

Тахометр устанавливается не на все отечественные и импортные автомобили. Большинство любителей авто несомненно знают, что данное устройство отображает частоту с которой вращается воленвал двигателя автомобиля.

Это помогает существенно облегчить настройку карбюратора и иных узлов автомобиля. Данный вариант тахометра создан для монтажа на автомобили, имеющие 4-х тактный бензиновый двигатель, и снабженный контактным или электронным прерывателем. Ознакомится с еще одним вариантом тахометра на микроконтроллере можно здесь.

 Описание работы электронного тахометра для автомобиля

Информация о частоте отражается на 2-х разрядном индикаторе, отображающим количество тысяч и сотен оборотов за минуту. Цикл замера равняется 0,3 сек, а цикл индикации — 4…5 сек. Питается тахометр от бортовой электросети автомобиля и потребляет ток примерно 0,5 А. Принципиальная электросхема прибора представлена на рис. 4.5.1.

фото тахометра

В ее состав входят: формирователь импульсов, генератор цикла измерения, генератор рабочего цикла, электросхема управления, электросхема индикации и стабилизаторы +5 В  и +3 В.

Схема простого автомобильного тахометра

Частота импульсов зажигания мотора и число оборотов коленвала связаны между собой формулой f=2n/60, где f — частота импульсов зажигания, а  n — число оборотов коленвала. Так, к примеру, при 1000 об/мин частота импульсов зажигания равняется 33 Гц. Следовательно на электросхему счета тахометра поступит 33  сигнала за секунду и на индикаторе будет отображаться число 33.

Чтобы привести в соответствие отображаемое число с числом оборотов, электросхема управления ограничивает число импульсов, поступающих на счетчики DD5, DD6 за  отсчет ограничения  срока измерение до 0,3 сек. Полученный двоичный код числа импульсов с выходов счетчиков DD5, DD6 записывается в буферы микросхем DD7, DD8, дешифруется и отображается на встроенных в эти микросхемы индикаторах.

Счетчики DD5, DD6 обнуляются в исходное состояние по выв. 3, 4 каждые 4…6 сек (время рабочего цикла), затем совершается цикл измерения и т.д. Электросхема на элементах DD2.2, DD9.1 формирует сигнал, по которому информация в буферах микросхем DD7, DD8 обновляется. Если  электросхема  тахометра построена без ошибок, то она сразу начинает функционировать.

Следует только подбором сопротивлений R8 и R9 установить цикл измерения (0,3 с) и рабочий цикл (4…6 с). Следует заметить, что в случае если автомобиль оснащен типовой системой зажигания,  ввод тахометра  подсоединяют к  контакту прерывателя. Если система зажигания электронная и бесконтактная, то  ввод тахометра подсоединяют к ее выходу, увеличив номинал регулятора R2 до 250…300 кОм. Микросхемы 555 серии  возможно  поменять на микросхемы серии 1533 и даже 155. В последнем случае потребляемый ток возрастет.

Взамен транзистора VT1  марки КТ315  возможно  применить KT312„ КТ3102, а транзистор VT2  марки КТ815  возможно  поменять на КТ817. Микросхемы 561 серии заменяются микросхемами 176 серии. Стабилизатор DA1 и транзистор VT2  следует разместить  на теплоотводы, а гасящий  сопротивление R1  рекомендуется установить обособлено от  электросхемы тахометра,  поскольку на нем выделяется существенное тепло.

«Конструкции и технологии в помощь любителям электроники», Елагин Н.А


Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

*


\n