Зарядные устройства обычно оборудованы электронной схемой предотвращающей выход из строя зарядника при возникновении короткого замыкания . Но в практике радиолюбителей довольно часто еще попадаются несложные зарядные устройства, построенные на понижающем трансформаторе и диодном выпрямителе.
Нужные же радиодетали для того, чтобы построить электронную автомат, не всегда бывают. В этом случае возможно использовать простую электро-механическую защиту с применением электрореле или авто-выключателей неоднократного действия (например, автоматические предохранители или АВМ в квартирных электросчетчиках).
Плюсы данной защиты: простота и наличие недорогих полупроводниковых компонентов. Но есть и один недостаток — повышенная инерционность.
Описание автомата защиты зарядного устройства
Когда аккумулятор (АБ) подключен к выходу устройства, электрореле К1 активируется и своими выводами К1.1 включает ЗУ (см. схему).
В момент короткого замыкания, выходное напряжение мгновенно снижается и обмотка электрореле будет обесточена, что впоследствии приведет к разрыву контактов реле и отсоединению аккумулятора от ЗУ.
Вторичное подключение после ликвидации неисправности выполняется кнопкой SB1. Емкость С1, заряженная до выходного напряж. выпрямителя, подсоединяется к обмотке реле. Сопротивление R1 уменьшает импульс тока при неверном включении, когда короткое замыкание на выходе не ликвидировано.
Сопротивление R2 ограничивает ток короткого замыкания выпрямительных диодов. Его возможно не использовать в цепи, если диоды выдерживают импульсные токи такой величины. Иначе- сопротивление R2 обязательно. Но необходимо помнить, что выходное напряжение ЗУ должно быть в этом случае выше на величину падения напряж. на сопротивлении R2 при стандартном токе зарядки.
АВМ предохраняет при перегрузках по току, что релейная защита осуществить не может. Автоматический предохранитель (или выключатель) подсоединяют последовательно с выводами реле. величина АВМ — примерно 0,4 Ом. В данном случае сопротивление R2 возможно не использовать.
Характеристики радиоэлементов устройства зависят от марки ЗУ. К примеру, для зарядного устройства автомобильного аккумулятора следует подобрать электрореле на стандартное напряжение 12 вольт с номинальным током не менее 20 А. Этим показателям соответствует электрореле РЭН34 (паспорт ХП4.500.030-01), замыкающие выводы которого необходимо подсоединить параллельно. Для ЗУ с текущим током до 1 А возможно использовать электрореле РЭС22 (паспорт РФ4.523.023-05). Емкость С1 — электролитическая (К50-12,К50-16 и т.д.).